Управление рисками является неотъемлемой частью системы корпоративного управления АО «Эксперт РА» и предусматривает активное участие подразделений и сотрудников в процессе выявления и оценки рисков, постоянное расширение области исследования потенциальных угроз и опасностей, систематическое использование информации о рисках при принятии управленческих решений и совершенствовании системы внутреннего контроля.
В Агентстве функционирует Система управления рисками, представляющая собой систематический процесс выявления, оценки и регулирования рисков, проводимый в целях:
повышения надежности достижения запланированных результатов и содействия устойчивому развитию Агентства;
соответствия требованиям регуляторного законодательства и внутренних нормативных документов;
повышения эффективности распределения ресурсов;
повышения инвестиционной привлекательности и акционерной стоимости Агентства.
Процесс управления рисками
Система управления рисками Агентства регламентируется отдельными внутренними документами, в том числе Политикой в области управления рисками, Положением о системе внутреннего контроля.
АО «Эксперт РА» выделяет следующие риски в области устойчивого развития:
№ п/п
Область риска
Описание
Принимаемые меры по минимизации рисков
1.
Кибер‑безопасность и конфиденциальность данных
Утечка конфиденциальной информации, компрометация управленческой или производственной информации
Проведение мероприятий, направленных на совершенствование технических и программных средств контроля в области информационной безопасности.
Строгий контроль и проверка при приеме на работу новых сотрудников с целью обеспечения соответствия требованиям к профессиональному опыту и деловой репутации и недопущения лиц, не удовлетворяющих указанным требованиям.
Повышение уровня осведомленности персонала по вопросам информационной безопасности
2.
Комплаенс
Нарушения требований законодательства, в том числе подзаконных актов Банка России
Обеспечение эффективно функционирующей Службы внутреннего контроля и анализа рисков.
Обеспечение актуальности внутренних нормативных документов.
Внедрение автоматизированных средств контроля.
Регулярное обучение персонала
3.
Информационные технологии
Нарушение непрерывности деятельности в связи с недоступностью и ограниченной функциональностью иностранного программного обеспечения.
Задержки в развитии ИТ-платформы Агентства, несоответствие процессов ИТ-обеспечения Агентства целевому характеру и масштабу деятельности Агентства
Переход на отечественное программное обеспечение.
Реализация программ цифровой трансформации Агентства с целью внедрения наиболее современных технологий, аналитических инструментов и методов обработки информации и повышения цифровой культуры сотрудников и улучшения процессов оценки и повышения качества рейтингов
4.
Управление персоналом
Текучесть кадров.
Дефицит квалифицированных кадров для обеспечения непрерывной рейтинговой деятельности и ее развития.
Снижение производительности труда
Обеспечение достойных условий труда.
Развитие программ мотивации сотрудников.
Инвестирование в обучение и развитие персонала, чтобы обеспечить высокий уровень экспертизы и качества предоставляемых услуг.
Автоматизация рутинных процессов
5.
Рейтинговая деятельность
Несвоевременное реагирование на ухудшение состояния объектов рейтинга.
Неоднозначное толкование инвестиционным сообществом, СМИ и иными заинтересованными лицами раскрываемой Агентством информации (обоснования присвоенных рейтингов)
Внедрение автоматизированных средств мониторинга информации о клиентах.
Автоматизация контрольных процедур.
Стандартизация при раскрытии информации.
Участие в вебинарах, конференциях, обеспечение обратной связи с пользователями кредитных рейтингов и иными заинтересованными лицами.
Активное участие в индустриальных событиях, публикация исследований и отчетов, а также участие в профессиональных сообществах для повышения авторитетности и репутации Агентства как профессионального партнера
Выявление и управление рисками осуществляются органами внутреннего контроля. В АО «Эксперт РА» функционирует многоуровневая Система внутреннего контроля, которая представляет собой совокупность органов управления, а также структурных подразделений и должностных лиц Агентства, выполняющих функции в рамках Системы внутреннего контроля, а также организационных мер, методик и процедур, разрабатываемых и используемых для эффективного осуществления процесса, направленного на обеспечение разумных гарантий достижения целей Агентства. В задачи Системы внутреннего контроля Агентства входят:
Система органов внутреннего контроля АО «Эксперт РА»
В АО «Эксперт РА» применяются контрольные процедуры, в том числе с использованием автоматизированных систем, направленные на выявление и недопущение конфликта интересов, а также на обеспечение независимости рейтинговой деятельности от политического и (или) экономического влияния в соответствии с требованиями Федерального закона № 222-ФЗ, нормативных актов Банка России и локальных нормативных актов Агентства.
Выявление, анализ и оценка рисков производятся в том числе в рамках деятельности Службы внутреннего контроля и анализа рисков (далее — СВКиАР, служба). СВКиАР является структурным подразделением Агентства, подотчетным Совету директоров. Генеральный директор — Председатель Правления Агентства обеспечивает условия для беспрепятственного и эффективного осуществления службой своих функций.
Принципы СВКиАР
За СВКиАР закреплены следующие функции:
мониторинг соблюдения АО «Эксперт РА» и его работниками требований законодательства Российской Федерации, в том числе нормативных актов Банка России, а также внутренних нормативных документов Агентства (далее — законодательства Российской Федерации и ВНД), мониторинг управления регуляторным риском, конфликтом интересов;
предупреждение и предотвращение нарушений Агентством и его работниками требований законодательства Российской Федерации и ВНД; предотвращение конфликта интересов;
проведение проверок соблюдения Агентством и его работниками требований законодательства Российской Федерации и ВНД;
формирование регулярной отчетности о результатах проведенных проверок/аудитов, выявленных рисках и корректирующих мероприятиях, представление ее на рассмотрение Генеральному директору — Председателю Правления и Совету директоров;
участие в разработке внутренних нормативных документов Агентства, определяющих порядок и процедуры внутреннего контроля;
координация и развитие системы управления рисками в Агентстве;
идентификация, оценка и анализ рисков;
контроль своевременности направления документов в Банк России в соответствии с требованиями, установленными рейтинговым законодательством;
участие в рассмотрении поступивших в Агентство жалоб (обращений, заявлений);
организация и подготовка регуляторной отчетности и регуляторных раскрытий информации в рамках требований рейтингового законодательства и др.;
взаимодействие с пользователями кредитных рейтингов, профессиональными объединениями, Банком России, иными заинтересованными лицами.
По итогам проведенных в течение 2023 года внутренних проверок СВКиАР выявлены несущественные риски и недостатки контрольной среды, для устранения которых в Агентстве утверждены планы мероприятий по совершенствованию контрольных процедур и внутренних нормативных документов. Итоги проверок, а также результаты реализации корректирующих мероприятий регулярно рассматриваются Советом директоров Агентства.